Советский Союз
И все что с ним связано.
Главная Каталог Статьи Фотогалерея
Каталог » События » Рельсы дороги дружбы Корзина

Рельсы дороги дружбы

Известный наш геолог и путешественник Владимир Афанасьевич Обручев еще в начале века особым знаком пометил на карте коридор в горах Джунгарского Алатау, на границе Китая с Россией.

— Джунгарские ворота, — сказал тогда Обручев, — кратчайший путь из Внутренней Азии в Восточную Европу; рельсы, которые со временем свяжут столицы двух великих государств и соединят Черноморские и Балтийские порты с портами Китая, пройдут именно здесь.

В наши дни это мнение ученого было включено как убедительный аргумент в проектное задание по строительству железнодорожной линии Актогай — государственная граница, известной под неофициальным названием «Дорога дружбы».

Стройка идет полным ходом. Путейцы давно уже покинули Актогай, исходный пункт новой дороги. Они пересекли солончаки, сыпучие пески Сары Кумов, где растут лишь саксаул да упругий чий. На исходе осени вагончики путейцев стояли уже на 143-м километре, у пристанционного поселка Алакуль. А путеукладочная машина к тому времени ушла уже километров на шестьдесят дальше. Туда, «в голову», на передовую линию строительства, надо добираться с оказией.

1

Еще одно звено ложится на насыпь. Фото В. Агафонцева.

 

 

Едем на автомотрисе вместе со строителями.

Она плавно берет с места и сигналит на высокой ноте. В окно виден хлебоприемный пункт — бледно-золотые холмики пшеницы, малая щепотка огромного казахстанского урожая. Колхозы глубинных районов Талды-Курганской области — Алакульского и Андреевского — теперь имеют действительно свою «ближайшую железнодорожную станцию». Раньше до такой станции надо было добираться многие десятки километров.

Новая магистральная линия с тепловозной тягой послужит транспортной артерией для всего Семиречья. Берутся на учет окрестные земли, на которых можно будет создать орошаемые свекловичные плантации. Неподалеку от дороги намечается соорудить сахарный комбинат, крупнейший в Казахстане.

Ходко идет наш «экспресс». Позади остались склад кирпича у путей да две палатки, в которых обитает «интернациональная бригада» каменщиков. Один к одному подобрались тут работящие юноши: белорус Адам Кривальцевич, казах Баймухан Абыкеев, узбек Надыр Дикамбаев...

Не снижая скорости, проходим еще десяток километров. По левую сторону трассы все та же равнина, по правую — горы Джунгарского Алатау; ближние вершины одеты снегом. Грозно выглядит в пасмурную погоду большое соленое озеро Алакуль, чьим именем названы административный район и железнодорожная станция.

На исходе второй сотни километров автомотриса взбегает на мостик с идиллическими голубыми перилами. Они тут как будто бы и не к месту, разве что для контраста с суровым пейзажем! Внизу чернеют галька, камни, измельченные шалой силой горной реки Джаманты, бушующей в жаркую погоду, когда в горах тают ледники. Теперь реки словно и нет, и по руслу ее бежит, торопится быстрый ручей.

...Мостостроители уехали на новую стройку — на магистраль Абакан — Тайшет, и в их бывшем поселке на берегу Джаманты обосновался теперь новый строительно-монтажный поезд.

Дальше путь лежит по безводной пустыне, где часто дуют ветры из Китая. По словам знающих людей, ехать навстречу этим ветрам верхом почти невозможно.

Тепловоз превозможет, конечно, шторм, порывы которого доходят до 40—50 метров в секунду. Но выдержит ли земляное полотно, не сдует ли его ветер в конце концов? Нет, такая возможность исключена. Насыпь надежно защищена слоем гравия и галечника. На некоторых участках в бровки уложены камышитовые жгуты, укрепленные деревянными кольями.

Прямая транспортная линия Москва — Пекин легла уже на многие карты, а в ближайшем будущем появится и в натуре. От Актогая протянется она к Караганде, пройдет вблизи Темир-Тау, где сооружается «Казахстанская Магнитка», и через Акмолинск, Карталы, Магнитогорск, Челябинск устремится к нашей столице.

На территории Китая строящаяся дорога берет начало в городе Ланьчжоу, тянется на запад, к Урумчи — центру Синьцзян-Уйгурского автономного района. У Джунгарских ворот, в пределах китайской земли, будет расположена станция Эрхорлили, что опять-таки означает «дружба».

Пока открыто движение на участке в 1 149 километров — от Ланьчжоу до станции Синхунлюхэ.

Когда минувшим летом наши механизаторы подошли к будущей станции Дружба, китайские строители прислали им поздравительное письмо с выражением надежды на скорую встречу.

«У нас, — писали они, — выдвинут боевой призыв: «За год пробьем Тянь-Шань, за два года дойдем до государственной границы, а на третий передадим железную дорогу в эксплуатацию». Рельсы между двумя пограничными станциями — Дружба и Эрхорлили — скоро сомкнутся.

1 

Ан. ВЕТРОВ

Журнал "Огонек", №2, 1959 

Просмотров: 1687

Дата: Четверг, 15 Марта 2012

Комментарии к статье:


Добавить комментарий:

Автор:
Комментарий: