Советский Союз
И все что с ним связано.
Главная Каталог Статьи Фотогалерея
Каталог » Журнал "Огонек" » Только первым сортом Корзина

Только первым сортом

Сколько обуви износили вы на своем веку? Начнете припоминать — собьетесь со счета. Сколько сменили фасонов и покроев ботинок, цветов и оттенков кожи, подчиняясь всесильным и порой малопонятным законам моды!

Если башмак жал вам ногу, натирал «любимую мозоль», быстро стаптывался, вы в сердцах чертыхались, разглядывая на подметке уже полустертую фабричную марку. Но, странное дело, редко кто помянет добрым словом сапожного мастера, если обувь хороша, прочна, удобна в носке...

Обо всем этом мы задумались во Львове, на тихой улице Декабристов, у фабричных ворот, где вместе с нами получали пропуска приезжие из Москвы, Ленинграда, Киева. На их командировочных удостоверениях красовались штампы фабрик «Парижская коммуна», «Скороход» и других крупнейших предприятий страны. Были тут и мастера, и бригадиры, и технологи, и начальники цехов. И никто не скрывал цели своего приезда: прибыли учиться, перенимать опыт.

Хоть и невелика фабрика во Львове, но прочную славу завоевала она в обувной промышленности. Здесь выпускают продукцию только первым сортом.

Вот и бюро пропусков позади. Мы проходим во двор и в недоумении спрашиваем: «А где же фабрика?» Как-то непривычно выглядят тут ряды тополей, садовые дорожки со скамеечками. Аккуратностью, щеголеватостью поражают и люди в белых халатах и золотистые шары электрических ламп рядом с ветвистыми пальмами, которые осеняют почти бесшумно движущийся конвейер.

Этими приметами любуются вместе с нами и гости Львовских обувщиков: москвичи, ленинградцы, киевляне. Чистота, опрятность и в цехах и на дворе сразу заставляют забыть о том, что, в сущности, здесь порядком тесновато, что помещения отнюдь не специально выстроены для фабрики, а лишь приспособлены к нуждам производства.

4

— Раньше звались мы сапожниками, а теперь стали обувщиками, — говорит старший мастер И. В. Пасечник.

 

— Склады тут были, — рассказывает седой мастер Иван Васильевич Пасечник, вспоминая, как девятнадцать лет назад, когда Западная Украина воссоединилась с Украинской ССР, создавалась первая кооперативная артель кустарей. — Тогда мы сапожниками были, сидели себе на «липках», каждый в чумазом фартуке, у каждого шило, дратва, молоток. А теперь другое дело. Теперь мы обувщики! — с чувством произносит старый мастер, вкладывая в это слово все свое уважение к индустрии.

Он широким жестом обводит ряды станков, на которых вырубаются по штампам подошвы, набойки, стельки — все то, что принято называть «деталями низа».

В соседнем цехе под массивными прессами большие разноцветные кожи раскраиваются на множество замысловатых по форме частиц, из которых будут сшиты ботинки, туфли, сандалеты.

Интересно рассказывает о «топографии кожи» начальник цеха Клавдия Павловна Бессонова.

— Вот чепрак. Видите, какой он эластичный, гибкий, в любую сторону тянется. Из чепрака мы кроим союзки — передние, наиболее прочные детали обуви. А берцы — детали менее ответственные — можно кроить из лап...

На стене эта «топография кожи» представлена наглядно. Точно обширный материк на карте, испещренный хребтами, озерами, заливами, выглядит на плакате кожа, пестреющая множеством пятен: продолговатых, извилистых, полукруглых. Таковы наглядные инструкции каждому рабочему.

— Ведь кроить надо так, чтоб меньше было отходов, чтоб самая узенькая полоска кожи не пропадала впустую, — поясняет Бессонова и добавляет с улыбкой: — Говоря бухгалтерским языком, процент использования сырья у нас обязательно выше планового.

1

— Молодец, Стефа! Больше деталей — меньше отходов. — Начальник цеха К. П. Бессонова довольна работой лучшей закройщицы Стефании Олениной.

 

У Стефы это получается лучше всех в цехе, — продолжает Клавдия Павловна, знакомя нас с молодой закройщицей Стефанией Олениной. — Недавно, кажется, еще бегала Стефа в школу ФЗО, а теперь глядите, любуйтесь.

И впрямь залюбуешься уверенными, быстрыми движениями закройщицы, позавидуешь ее точному глазомеру. Вот широченная «штука» кожи раскроена на множество кусочков, полосок, таких сложных по форме и столь несхожих меж собой. Тончайшим кожаным кружевом выглядят остатки.

Отходы? Нет, отходами это назвать нельзя. Из обрезков на фабрике делают ремешки для ручных часов — изящные плетеные браслеты, которые буквально нарасхват в галантерейных магазинах.

«Копейка рубль бережет». Львовские обувщики избрали эту пословицу своим девизом. За один год из 180 тысяч пар обуви, выпущенной сверх плана, 105 тысяч пошиты фабрикой из сэкономленного материала.

«А не в ущерб ли это качеству?» — такой вопрос хотели мы задать контрольному мастеру в цехе. Но на всей фабрике ни в одном цехе мы не нашли подобной должности. Только там, где с конвейера сходит готовая продукция, качество ее проверяет приемщик.

В цехе модельной обуви, например, мы беседовали с приемщиком В. П. Карпинцем, который придирчиво осматривал то мужские полуботинки, то сандалеты, то босоножки.

1

Единственный контролер в цехе — приемщик готовой обуви В. П. Карпинец. Но за качество борются все рабочие на конвейере.

 

— Виновника брака сразу узнаю по клейму: каждый рабочий оставляет на обуви свое клеймо, — рассказывает Карпинец. — А пока обувь идет по конвейеру, каждый старается не только отлично выполнить свою операцию, но и следит за работой соседа.

После короткой паузы он показал в глубь цеха:

1  1

и затяжник Д. Я. Глебов                        и работница Е. И. Шперх,

 1  1

И фрезировщик подошвы М. И. Садовой, и рабочий И. К. Попов.

 

Вон, глядите: Глебов — на затяжке, Попов — на строчке подошвы, Садовой — на фрезеровке... Все за одного, и один за всех. Весь цех душой болеет за нашу фабричную марку.

Затем мы беседовали с директором фабрики Федором Федоровичем Коваленко.

— Было у нас раньше, — сказал он, — семьдесят межоперационных контролеров. Семьдесят наблюдателей — шутка ли? А теперь все они, что называется, при деле. У каждого своя производственная специальность, свое рабочее место. И хоть нет штатных контролеров, но такой массовый контроль за качеством куда строже.

Мы попросили директора рассказать, давно ли начался выпуск продукции только первым сортом и кто был инициатором этого.

— Точную дату не назову, — улыбнулся директор, — обязательство мы приняли в сентябре, когда начали соревноваться в честь XXI съезда партии, а в октябре уже во всем нашем выпуске не было второго сорта и в десятой доле процента. Однако, чтоб добиться такого результата, понадобилось три года упорной, последовательной борьбы за качество. Межоперационных контролеров мы ликвидировали еще в 1955 году. Теперь насчет инициаторов... В каждом цехе можно назвать лучших рабочих. Но это будет несправедливо в отношении остального коллектива. За план, за первый сорт борются все как один,

И, раскрыв объемистую папку, директор познакомил нас с любопытной статистикой: по часам и сменам, по неделям и месяцам. Равномерно, ритмично, без рывков и спадов трудятся львовские обувщики. Каждый день утром и вечером, каждый месяц — в первые и последние числа — здесь выпускается одинаковое количество продукции. Быстрый, но равномерный темп, строгий ритм, высокие показатели и по количеству и по качеству.

В новое семилетие львовские обувщики вступают с большими планами, надеждами. Добрых две сотни моделей самой разнообразной обуви, которые еще недавно красовались на выставочном стенде, внедряются в производство.

Рядом со зданиями цехов движутся по рельсам башенные краны, возводя железобетонные стены нового массивного фабричного корпуса.

Нет, не зря едут учиться во Львов и москвичи, и ленинградцы, и киевляне! Большую, всесоюзную славу завоевала себе скромная с виду фабрика на улице Декабристов.

2

Какие только фасоны обуви, цвета и оттенки кожи не втретишь на этом стенде! Все эти новые модели,которые так тщательно расставляет технолог Т. И. Ткачик, в 1959 году будут выпускаться Львовской фабрикой.

 

С. МОРОЗОВ

Фото М. Савина.

Журнал "Огонек", №9, 1959 

Просмотров: 1013

Дата: Понедельник, 29 Октября 2012

Комментарии к статье:


Добавить комментарий:

Автор:
Комментарий: