Почти две недели зрители следили за развитием событий телефильма «Семнадцать мгновений весны», поставленного Т. Лиозновой по роману Ю. Семенова.
Скажем сразу: фильм необычен. В нем почти нет стрельбы, погони — всего, что можно было ожидать от картины подобного жанра. Зато здесь есть нечто гораздо более интересное: кропотливая, незаметная, буквально ювелирная работа советского разведчика, вызывающая наше ответное напряженнейшее внимание.
Внутренняя жизнь, мысль человека стали главным в «Мгновениях», поэтому фильм построен на крупных планах. Лица, лица... И даже улыбки, даже взгляды говорят о многом, заставляя задумываться, волноваться и тревожиться... Снимались в фильме такие мастера, как Р. Плятт, Л. Броневой, В. Лановой, Е. Евстигнеев... На первом же плане здесь от начала до конца схватка двух воль, двух личностей, двух мировоззрений... Тихонов и Броневой — оба великолепны.
В роли советского разведчика Исаева
(Штирлица) Вячеслав Тихонов покоряет больше всего, пожалуй, тем, что его герой вовсе не похож на «супермена», всемогущего, не ведающего поражений... Советский человек силою обстоятельств поставлен в исключительные условия, когда ему надо собрать все мужество, всю силу... Великая любовь к Родине, чувство долга перед народом, да и перед самим собой,— своим человеческим, но и советским достоинством,— вот что движет Исаевым, заставляет его рисковать жизнью изо дня в день, из года в год,— до войны и после ее окончания...
Не будет в конце фильма счастливого возвращения, встречи на аэродроме. Будет новая работа. И ее надо выполнить...
В «Семнадцати мгновениях весны» еще на редкость удачен сплав документальности и художественности, создающий впечатление полной достоверности происходящего. А это тоже условие успеха.
И. АЛЕКСЕЕВА
Журнал «Огонек», сентябрь, 1973